БИБЛИОТЕКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
31.08.2011, 21:07
БИБЛИОТЕКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
М. Х. Музафарова,
заведующая информационно-библиотечным центром
ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ»
Р. М. Барейчева,
доцент кафедры социально-педагогических проблем
ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ»,
кандидат педагогических наук
В период модернизации школьная библиотека является одним из основных ресурсов качественного изменения системы образования, перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Поэтому вопрос о необходимости совершенствования системы информационно-библиотечного обслуживания учащихся и достиженияпринципиально нового уровня работы библиотек общеобразовательных учреждений был подняти на государственном уровне. В июне 2009 г. состоялись парламентские слушания в Государственной Думе по вопросу развития школьного библиотечного дела, где много говорилось о приоритетных направлениях в деятельности школьных библиотек. Там же Российской школьной библиотечной ассоциацией был представлен для рассмотрения общественно-государственный проект «Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений РоссийскойФедерации».
ЦельКонцепции - определение основных направлений развития и модернизации школьных библиотек до 2015 г. Важнейшим средством ее реализации должны стать конкретные общероссийские и региональные целевые программы библиотечного обслуживания школьников и педагогических коллективов как части соответствующих программ развития образования и библиотечного обслуживания населения в целом. Концепция была обсуждена на Всероссийскомфоруме школьных библиотекарей «Михайловское – 2009» и с некоторыми изменениями одобрена школьным библиотечным сообществом.
Основной вывод, который можно сделать из содержания Концепции, заключается в следующем. Без системной организации библиотечного дела в образовательном учреждении, которая включает в себяработу по формированию основных библиотечных фондов, обеспечение современными информационными технологиями, повышению профессиональногои социального статуса школьных библиотекарей невозможно удовлетворить ни базовые образовательные потребности учащихся, ни растущий спрос педагоговна непрерывное образование, ни создать духовно-нравственную образовательную среду.
В конце учебного года были подведены итоги Республиканского конкурса «Лучшая школьная библиотека-2010». На конкурс по двум номинациям «Лучшая школьная библиотека» и «Инициатива» было представлено 87 работ. После заочного тура в финал попали 18 работ.
Оценка представленных на конкурс работпроводилась на основе следующих критериев:
·виды информационно-библиотечных услуг с использованием компьютерных технологий, работа с мультимедиа и Интернет-ресурсами;
·инновации, использование новых идей в библиотечной работе;
·комплектование качественных библиотечных фондов;
·соответствие требованиям выбранной модели, наличие концепциии программы развития библиотеки;
·материально-техническая оснащенность (оборудование, компьютеры, принтеры, сканер, ксерокс, электронные носители информации, выход в Интернет и др.) и дизайн библиотеки;
·уровень работы по формированию информационной культуры учащихся;
·использование возможностей социального партнерства.
Анализ конкурсных материалов показал, что для школьных библиотек республики характерно наличие инициатив, созвучных по содержанию с основными направлениями развития и модернизации школьных библиотек, прозвучавших в выступлениях на парламентских слушаниях в Государственной Думе. Обновляется содержание информационно-библиотечного обслуживания, разрабатываются программы инновационного развития библиотек, авторские программы чтения, активно внедряются и используются современные библиотечные и информационно-коммуникационные технологии, улучшающие качество библиотечных услуг, усиливается воспитательная направленность деятельности библиотек образовательных учрежденийи большое внимание уделяется проблеме формирования информационной культуры учащихся и педагогов.
Абсолютным победителей конкурса стала «Гимназия №7» г. Казани конкурсные материалы, которой соответствовали требованиям обеих номинаций.
В конкурсных работах по номинации «Лучшая школьная библиотека» нашли отражение следующие положительные моменты в деятельности школьных библиотекарей:
- освоение и внедрение компьютерных технологий в информационно-библиотечное обслуживание;
- использование разнообразных инновационных форм работы, оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания;
- разработка нормативно-правового обеспечения деятельности библиотеки;
-создание модели школьнойбиблиотеки в соответствии с концепцией развития школы;
-разработка концепции, программы развития библиотеки;
-эстетичность и наглядность представления материала;
- высокое качество и оригинальное оформление компьютернойпрезентации;
- системность работы по формированию и использованию информационных ресурсов:
-гибкость, мобильность, способность меняться, адаптируя свою работу к запросам образовательного учреждения:
-использование виртуальных форм создания привлекательного образа библиотеки:
-создание оригинальных программ по развитию интереса к чтению.
Обратим внимание на наиболее актуальный опыт с точки зрения современных требований к библиотечному обслуживанию в образовательных учреждениях, выявленный по материалам конкурсных работ.
Школьные библиотекари стремятся решить проблемуэффективного использования библиотечных фондов. Например, в деятельности многих библиотек образовательных учреждений наблюдается перспективная тенденцияорганизации открытого доступа к фондам (МОУ «Гимназия №1» Алексеевского района; МОУ «Гимназия №139» г. Казани, МОУ «Гимназии №7» г. Казани).Концепция открытого доступа дает возможность оптимизировать деятельность библиотеки, так как происходит упрощение функций и обеспечивается удобство для читателей на основе перевода деятельности библиотеки из масштаба «гастроном» в масштаб «супермаркет». Это важно, когда в библиотеке работает только один сотрудник.
Перспективным также можно считать использование проектных работ учителейи учащихся дляпополнения фонда библиотеки (МОУ «Лицей №121» г. Казани, МОУ «СОШ №10» г. Нижнекамска). Проектные и исследовательские работы учащихся, созданные с использованием фондов не только школьной библиотеки, но детской, домашней, электронных ресурсов Интернет и т.п., по содержанию так разнообразны, что могут стать отправной точкой для дальнейших исследований, а также источником информации дляучащихся младших классов.
Эффективность раскрытия и использования фондов школьных библиотек достигается и через совершенствование выставочной работы. Многие библиотекари творчески подходят к этому виду информационно-библиотечной работы (МОУ «Русско-татарская СОШ №81», «Болгарская СОШ №2» Спасского района). Для оформления выставок используются и предметы быта татарского народа, и материалы из семейного архива, и сувенирная продукция, привезенная учениками и учителями из туристических и иных поездок, поделки, которые изготовили учащиеся. На выставках, посвященных знаменательным событиям этого года (65-летие Победы, Год учителя, 90-летие образования ТАССР), представлена литература не только из фондов школьных библиотек, но идомашних и детских библиотек, музеев. Интересна и тематика выставок. Темы, взятые за основу названий выставок, подобраны таким образом, чтобывызвать интерес читателей к представленной литературе.
Школьная библиотека - этоэффективный элемент информационно-образовательной среды школы. Положительной тенденцией развития образовательных учреждений является то, что руководители школ уделяют больше внимания своим библиотекам и начинают понимать важность и необходимость их модернизации (гимназия №7 г. Казани, МОУ «Гимназия №3» г. Зеленодольска, лицей №9 им. А. С. Пушкина г. Зеленодольска, МОУ «Лицей №121» г. Казани, МОУ №3 г. Бугульмы, Кудашевская средняя общеобразовательная школа Бугульминского района и др.).
Модели библиотек, которые стали призерами конкурса, во многом были созданы при содействии директоров школ. Они грамотно подошли к решению кадровых проблем, проблем материально-технического обеспечения библиотек, компьютеризации библиотечных процессов, выделению финансовых средств с целью улучшения качества основного и учебного фондов. Большую роль в создании положительного имиджа этих библиотек сыграло и эффективное взаимодействие с педагогическим коллективом.
Нельзя не отметить растущую педагогическую направленность деятельности школьных библиотек, повышение их роли в образовательном процессе школы. Образовательная функция школьной библиотеки реализуется путем проведения библиотечно-библиографических уроков и массовых мероприятий. Поэтому во многих конкурсных работах представлен материал по формированию информационной культуры учащихся, воспитанию умений и навыков работы с информацией(Болгарскаясредняя общеобразовательная школа №2 Спасского района, гимназия №7 г. Казани, лицей №9 им. А.С. Пушкина г. Зеленодольска,средняя общеобразовательная школа №3 г. Бугульмы, лицей №121 г. Казани).Библиотекари разрабатывают или адаптируютуже имеющиеся программы по формированию информационной культуры, используютсовременные технологии проведения библиотечных уроков. При этом учитываютреальные потребности образовательного учреждения в подготовке учащихсяк эффективной работе синформацией, способствующей реализации требований основной образовательной программы.
В рамках формирования информационной культуры школьные библиотекари пытаются найтиэффективныеподходы квоспитанию интереса к чтению. Так, заведующаябиблиотекой Нурлатской гимназии Нурлатского районаН.Ф. Зайнутдинова разработалаи реализует программу продвижения чтения для учащихся младших классов. Основой программы является обучение читателей умению следовать за текстом,украшать диалоги выразительными интонациями.
В конкурсных работах прослеживается динамика роста психологических знанийшкольных библиотекарей. Это проявилось, например, в подходах к созданию информационно-образовательной среды библиотеки. Библиотекари, создаваяинформационные зоны, учитывают психологические особенностикаждой возрастной группы читателей. Для начальной школы организованызоны соответствующего оформления, с игровыми элементами, изображениями сказочных героев или сюжетов, мебелью, удобной именно для младших школьников. Часто это представлено в виде отдельно выделенного помещения с фондами, ориентированными на интересы и восприятие учащихся начальных классов (МОУ «Лицей №9 им. А. С. Пушкина» г. Зеленодольска, МОУ «Лицей №121» Советского района г. Казани, МОУ «Гимназия №7» г. Казани). Интересный подход к организации библиотечного фонда с использованием различной цветовой гаммы предлагает библиотека МОУ «Лицей №121» Советского района г. Казани. Справочные и энциклопедические издания стоят за разделителями красного цвета, познавательная литература – за разделителями зеленого цвета, художественная – за желтыми разделителями. Такой подход дает возможность читателю легко и целенаправленно ориентироваться в информационно-образовательной среде библиотеки при поиске интересующей книги.
В школьных библиотекахсоздаются условия для обеспечения возможности устойчивого доступа всех участников образовательного процесса к различным видам информации. Увеличивается компьютерный парк, соответственно появляется возможность оборудовать компьютерные рабочие места для читателей. Создаютсябиблиотечные страницы на сайте образовательного учреждения, на которых размещаются материалы с целью информационного сопровождения участников образовательногопроцесса. Функционируют медиатеки, в которых собраны информационные ресурсы на всех видах электронныхносителей. Электронные издания в школьные библиотеки поступают не только по федеральной и региональной программам, но приобретаются навнебюджетные средства.
Школьные библиотекари для работы с читателями используют различныеэлектронные образовательные ресурсы. Это и электронные учебники, электронные энциклопедии, обучающие и развивающие программы, рекомендательные библиографические пособия, электронные издания в помощь чтению: хрестоматии, информация о писателях, их собрания сочинений (МОУ «СОШ №3» г. Бугульмы, МОУ «Гимназия №7» г. Казани, МОУ «Лицей №121» г. Казани, МОУ «Лицей №9 им. А.С. Пушкина» г. Зеленодольска и т.д.). И многие конкурсанты признаются, что наличие медиатеки обязывает их освоить основы медиаграмотности, изучить критерии отбора электронных ресурсов для библиотеки, а также помочь учащимся научиться работать с медиаресурсами. Соответственно,такая тема включается в программу по формированию информационной грамотностиучащихся иизучается на библиотечных уроках, которые проводятся или библиотекарями самостоятельно, или совместно с преподавателем информатики.
Положительной тенденцией можно считатьжелание библиотекарей освоитьинформационно-коммуникационныетехнологии. Библиотекари МОУ «Лицей №9 им. А.С. Пушкина» г. Зеленодольска прошли дистанционное обучение на тему: «Я веду свой блог!», организованное Русской школьной библиотечной ассоциацией.Блог - ценный инструмент, который помогает решать профессиональные проблемы, связанные в первую очередь с привлечением возможностей Интернета для привития любви к чтению у школьников, с развитием информационной культуры участниковобразовательного процесса. Также он используется для продвижения библиотечных новостей, обмена результатами исследований и списками книг. Но необходимо иметь в виду, что наличие блога будет эффективным в том случае, если он будет использоватьсядля работы с читателями. Содержаниеблоговдолжны заинтересоватьне толькоколлег по библиотечной работе, но и учителей, учащихся, родителей.
Для участия в номинации «Инициатива» было представлено небольшое количество работ. Номинация «Инициатива» предполагала предоставление финансовых и других документов, подтверждающих факт социального партнерства.
Изучение конкурсных материалов показало разнообразие спонсорской помощи школьным библиотекам и спектр их взаимодействия. Если раньше это проявлялось в основном в пополнении фондов, то расширение круга участников благотворительных акций позволило многим библиотекам сделать ремонт и оформить помещение в соответствии с требованиями современного дизайна, обновить мебель, компьютерную технику и т.д. (МОУ «Гимназия №7 г. Казань, МОУ «Гимназия №3» г. Зеленодольска, МОУ «Гимназия №19 г. Казань).
На заочномтуре конкурса по обеим номинациям были выявлены следующиенедостатки:
- многие конкурсные работы не соответствовали требованиям, сформулированным в Положении о конкурсе. Зачастую вместо описания модели, концепции, программы развития библиотеки конкурсанты представлялиотчет о проделанной работе;
- не всегда выдерживались требования к объему конкурсных работ;
- во многих работах информационные справки о школе, фондах библиотеки не позволяли представитьполную картину по комплектованию;
- в некоторых случаях описание опыта работы библиотеки не соответствовало выбранной номинации
- описание опыта работы библиотеки сводилось к описанию опыта образовательного учреждения.
На очном туре выявилось, что школьные библиотекари слабо используют возможности педагогических технологийв своей работе. Так, эффективным подходом в формировании интереса к чтению является использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Технология в своем арсенале имеет множество приемов, которые позволяют учитывать возрастные особенности читателей и планируемые результаты. Учителя русского языка и литературыдавно оцениливозможности технологии РКМЧП, а школьные библиотекари осторожно подходят к ее использованию. Это связано, прежде всего, с недостатком времени на освоение данной технологии или отсутствием литературы по данному вопросу. Проблема решаема, если организовать для школьных библиотекарейцикл занятий с приглашением специалиста, или провести мастер-классы, авторами которых могут стать сами же библиотекари, успешно освоившие технологию РКМЧП.
Не в полной мере в школьных библиотеках используются проектные технологии.Основные причины такого положения – неумение библиотекарей правильно определить приоритеты развития библиотеки, незнание основных правил написания программ, недооценка роли целевых программ в совершенствовании библиотечного обслуживания и пропаганды чтения.
Вызывает тревогу состояние фондов большинства библиотек. Это выражается в ограничении ассортимента наименований периодических изданий, особенно для детей, старении фонда, увеличении процента ветхих книг. Как представляется, проблему у комплектования фондов следует решать на основе социального партнерства.
На невысоком уровне остается качество работы, связанной с ведениемсправочно-библиографического аппарата (СБА).Незнание многими школьными библиотекарямимежгосударственного стандарта ГОСТ 7.1-2003 влечет за собой ошибки в библиографическомописании документов. В каталогах почти нет новых карточек, что ставит под вопрос функциональность СБА.Внекоторых библиотеках вообще не ведутся электронные каталоги,а качество записей в электронном каталоге - низкое из-за незнания, опять-таки, основ библиографического описания документов, правил индексации, подбора ключевых слов. Во все библиотеки республики пять лет назад поступило программное обеспечение АБИС «МАРК-SQL», но до сих пор оно не освоено. Исключением являются библиотеки МОУ «Лицей №9 им. А.С. Пушкина», МОУ «СОШ №44» г. Набережные Челны, МОУ «Гимназия №7» г. Казани, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Бугульмы и т.д.), ряда других общеобразовательных учреждений.
Морально устарелкомпьютерный парк библиотек. Компьютеры, полученные по Федеральной целевой программеинформатизации образования, по своим техническим параметрам не могут решить проблемы качественного информационного обеспечения учебного процесса в школах. Многим библиотекам недоступны возможности Интернета, электронной почты для обеспечения ресурсами проектной и творческой деятельности, поддержки внеклассной и внешкольной работы.
Во многих библиотеках отсутствует нормативно-правовая базаинновационнойдеятельности. Не разработаны программы развития библиотек, положение о библиотеке выбранной модели, должностные инструкции работников библиотеки, правила пользования библиотекой. Возможно, это следствие того, что модернизация библиотек в таких случаях проводилась бессистемно.
Таким образом, конкурс показал, что, с одной стороны,школьная библиотека – это жизненно необходимое структурное подразделение, решающее полифункциональные задачи. С другой стороны, существует недооценка роли школьной библиотеки в образовательном пространстве школы. Отсюда и плачевное состояние фондов,несоответствие технического оснащения и уровня информатизации библиотеки современным требованиям образования,низкий уровень информационно-библиотечного обслуживанияи т.д. Совершенно понятно, что второй подход не имеет перспективы и идет вразрез с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», подчеркивающей значение современной инфраструктуры общеобразовательного учреждения, частью которой является школьная библиотека.