Суббота, 20.04.2024, 09:50
Приветствую Вас Гость | RSS

БИБЛИОТЕКА НУРЛАТСКОЙ ГИМНАЗИИ

Категории раздела
Мини-чат
200
***
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Школьным библиотекарям

Главная » Файлы » Мои файлы

БИБЛИОТЕКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
31.08.2011, 21:07

БИБЛИОТЕКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

М. Х. Музафарова,

заведующая информационно-библиотечным центром

ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ»

Р. М. Барейчева,

доцент кафедры социально-педагогических проблем

ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ»,

кандидат педагогических наук 

 

В период модернизации школьная библиотека является одним из основных ресурсов качественного изменения системы образования, перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Поэтому вопрос о необходимости совершенствования системы информационно-библиотечного обслуживания учащихся и достижения  принципиально нового уровня работы библиотек общеобразовательных учреждений был поднят  и на государственном уровне. В июне 2009 г. состоялись парламентские слушания в Государственной Думе по вопросу развития школьного библиотечного дела, где много говорилось о приоритетных направлениях в деятельности школьных библиотек. Там же Российской школьной библиотечной ассоциацией был представлен для рассмотрения общественно-государственный проект «Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской  Федерации».

   Цель  Концепции - определение основных направлений развития и модернизации школьных библиотек до 2015 г. Важнейшим средством ее реализации должны стать конкретные общероссийские и региональные целевые программы библиотечного обслуживания школьников и педагогических коллективов как части соответствующих программ развития образования и библиотечного обслуживания населения в целом. Концепция была обсуждена на Всероссийском  форуме школьных библиотекарей «Михайловское – 2009» и с некоторыми изменениями одобрена школьным библиотечным сообществом.

Основной вывод, который можно сделать из содержания Концепции, заключается в следующем. Без системной организации библиотечного дела в образовательном учреждении, которая включает в себя  работу по формированию основных библиотечных фондов, обеспечение современными информационными технологиями, повышению профессионального  и социального статуса школьных библиотекарей невозможно удовлетворить ни базовые образовательные потребности учащихся, ни растущий спрос педагогов  на непрерывное образование, ни создать духовно-нравственную образовательную среду.

   В конце учебного года были подведены итоги Республиканского конкурса «Лучшая школьная библиотека-2010». На конкурс по двум номинациям «Лучшая школьная библиотека» и «Инициатива» было представлено 87 работ. После заочного тура в финал попали 18 работ.

Оценка представленных на конкурс работ  проводилась на основе следующих критериев:

·                    виды информационно-библиотечных услуг с использованием компьютерных технологий, работа с мультимедиа и Интернет-ресурсами;

·                    инновации, использование новых идей в библиотечной работе;

·                    комплектование качественных библиотечных фондов;

·                    соответствие требованиям выбранной модели, наличие концепции  и программы развития библиотеки;

·                материально-техническая оснащенность (оборудование, компьютеры, принтеры, сканер, ксерокс, электронные носители информации, выход в Интернет и др.) и дизайн библиотеки;

·                уровень работы по формированию информационной культуры учащихся;

·                использование возможностей социального партнерства.

  Анализ конкурсных материалов показал, что для школьных библиотек республики характерно наличие инициатив, созвучных по содержанию с основными направлениями развития и модернизации школьных библиотек, прозвучавших в выступлениях на парламентских слушаниях в Государственной Думе. Обновляется содержание информационно-библиотечного обслуживания, разрабатываются программы инновационного развития библиотек, авторские программы чтения, активно внедряются и используются современные библиотечные и информационно-коммуникационные технологии, улучшающие качество библиотечных услуг, усиливается воспитательная направленность деятельности библиотек образовательных учреждений   и большое внимание уделяется проблеме формирования информационной культуры учащихся и педагогов.  

Абсолютным победителей конкурса стала «Гимназия №7» г. Казани конкурсные материалы, которой соответствовали требованиям обеих номинаций.

 В конкурсных работах по номинации «Лучшая школьная библиотека» нашли отражение следующие положительные моменты в деятельности школьных библиотекарей:

- освоение и внедрение компьютерных технологий в информационно-библиотечное обслуживание;

- использование разнообразных инновационных форм работы, оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания;

- разработка нормативно-правового обеспечения деятельности библиотеки;

-   создание модели школьной         библиотеки в соответствии с концепцией развития школы;

-    разработка концепции, программы развития библиотеки;

-   эстетичность и наглядность представления материала;

- высокое качество и оригинальное оформление компьютерной  презентации;

- системность работы по формированию и использованию информационных ресурсов:

-  гибкость, мобильность, способность меняться, адаптируя свою работу к запросам образовательного учреждения:

 -    использование виртуальных форм создания привлекательного образа библиотеки:

-    создание оригинальных программ по развитию интереса к чтению.

Обратим внимание на наиболее актуальный опыт с точки зрения современных требований к библиотечному обслуживанию в образовательных учреждениях, выявленный по материалам конкурсных работ.

Школьные библиотекари стремятся решить проблему  эффективного использования библиотечных фондов. Например, в деятельности многих библиотек образовательных учреждений наблюдается перспективная тенденция  организации открытого доступа к фондам (МОУ «Гимназия №1» Алексеевского района; МОУ «Гимназия №139» г. Казани, МОУ «Гимназии №7» г. Казани).  Концепция открытого доступа дает возможность оптимизировать деятельность библиотеки, так как происходит упрощение функций и обеспечивается удобство для читателей на основе перевода деятельности библиотеки из масштаба «гастроном» в масштаб «супермаркет». Это важно, когда в библиотеке работает только один сотрудник.

Перспективным также можно считать использование проектных работ учителей  и учащихся для  пополнения фонда библиотеки (МОУ «Лицей №121» г. Казани, МОУ «СОШ №10» г. Нижнекамска). Проектные и исследовательские работы учащихся, созданные с использованием фондов не только школьной библиотеки, но детской, домашней, электронных ресурсов Интернет и т.п., по содержанию так разнообразны, что могут стать отправной точкой для дальнейших исследований, а также источником информации для  учащихся младших классов.

Эффективность раскрытия и использования фондов школьных библиотек достигается и через совершенствование выставочной работы. Многие библиотекари творчески подходят к этому виду информационно-библиотечной работы (МОУ «Русско-татарская СОШ №81», «Болгарская СОШ №2» Спасского района). Для оформления выставок используются и предметы быта татарского народа, и материалы из семейного архива, и сувенирная продукция, привезенная учениками и учителями из туристических и иных поездок, поделки, которые изготовили учащиеся. На выставках, посвященных знаменательным событиям этого года (65-летие Победы, Год учителя, 90-летие образования ТАССР), представлена литература не только из фондов школьных библиотек, но и   домашних и детских библиотек, музеев. Интересна и тематика выставок. Темы, взятые за основу названий выставок, подобраны таким образом, чтобы  вызвать интерес читателей к представленной литературе.

Школьная библиотека - это  эффективный элемент информационно-образовательной среды школы. Положительной тенденцией развития образовательных учреждений является то, что руководители школ уделяют больше внимания своим библиотекам и начинают понимать важность и необходимость их модернизации (гимназия №7 г. Казани, МОУ «Гимназия №3» г. Зеленодольска, лицей №9 им. А. С. Пушкина г. Зеленодольска, МОУ «Лицей №121» г. Казани, МОУ №3 г. Бугульмы, Кудашевская средняя общеобразовательная школа Бугульминского района и др.).

Модели библиотек, которые стали призерами конкурса, во многом были созданы при содействии директоров школ. Они грамотно подошли к решению кадровых проблем, проблем материально-технического обеспечения библиотек, компьютеризации библиотечных процессов, выделению финансовых средств с целью улучшения качества основного и учебного фондов. Большую роль в создании положительного имиджа этих библиотек сыграло и эффективное взаимодействие с педагогическим коллективом.

Нельзя не отметить растущую педагогическую направленность деятельности школьных библиотек, повышение их роли в образовательном процессе школы. Образовательная функция школьной библиотеки реализуется путем проведения библиотечно-библиографических уроков и массовых мероприятий. Поэтому во многих конкурсных работах представлен материал по формированию информационной культуры учащихся, воспитанию умений и навыков работы с информацией  (Болгарская  средняя общеобразовательная школа №2 Спасского района, гимназия №7 г. Казани, лицей №9 им. А.С. Пушкина г. Зеленодольска,  средняя общеобразовательная школа №3 г. Бугульмы, лицей №121 г. Казани).  Библиотекари разрабатывают или адаптируют  уже имеющиеся программы по формированию информационной культуры, используют  современные технологии проведения библиотечных уроков. При этом учитывают  реальные потребности образовательного учреждения в подготовке учащихся  к эффективной работе с  информацией, способствующей реализации требований основной образовательной программы.

В рамках формирования информационной культуры школьные библиотекари пытаются найти   эффективные   подходы к  воспитанию интереса к чтению. Так, заведующая  библиотекой Нурлатской гимназии Нурлатского района   Н.Ф. Зайнутдинова разработала  и реализует программу продвижения чтения для учащихся младших классов. Основой программы является обучение читателей умению следовать за текстом,  украшать диалоги выразительными интонациями.

В конкурсных работах прослеживается динамика роста психологических знаний школьных библиотекарей. Это проявилось, например, в подходах к созданию информационно-образовательной среды библиотеки. Библиотекари, создавая  информационные зоны, учитывают психологические особенности   каждой возрастной группы читателей. Для начальной школы организованы  зоны соответствующего оформления, с игровыми элементами, изображениями сказочных героев или сюжетов, мебелью, удобной именно для младших школьников. Часто это представлено в виде отдельно выделенного помещения с фондами, ориентированными на интересы и восприятие учащихся начальных классов (МОУ «Лицей №9 им. А. С. Пушкина» г. Зеленодольска, МОУ «Лицей №121» Советского района г. Казани, МОУ «Гимназия №7» г. Казани). Интересный подход к организации библиотечного фонда с использованием различной цветовой гаммы предлагает библиотека МОУ «Лицей №121» Советского района г. Казани. Справочные и энциклопедические издания стоят за разделителями красного цвета, познавательная литература – за разделителями зеленого цвета, художественная – за желтыми разделителями. Такой подход дает возможность читателю легко и целенаправленно ориентироваться в информационно-образовательной среде библиотеки при поиске интересующей книги.

В школьных библиотеках  создаются условия для обеспечения возможности устойчивого доступа всех участников образовательного процесса к различным видам информации. Увеличивается компьютерный парк, соответственно появляется возможность оборудовать компьютерные рабочие места для читателей. Создаются  библиотечные страницы на сайте образовательного учреждения, на которых размещаются материалы с целью информационного сопровождения участников образовательного  процесса. Функционируют медиатеки, в которых собраны информационные ресурсы на всех видах электронных   носителей. Электронные издания в школьные библиотеки поступают не только по федеральной и региональной программам, но приобретаются на  внебюджетные средства.    

Школьные библиотекари для работы с читателями используют различные   электронные образовательные ресурсы. Это и электронные учебники, электронные энциклопедии, обучающие и развивающие программы, рекомендательные библиографические пособия, электронные издания в помощь чтению: хрестоматии, информация о писателях, их собрания сочинений (МОУ «СОШ №3» г. Бугульмы, МОУ «Гимназия №7» г. Казани, МОУ «Лицей №121» г. Казани, МОУ «Лицей №9 им. А.С. Пушкина» г. Зеленодольска и т.д.). И многие конкурсанты признаются, что наличие медиатеки обязывает их освоить основы медиаграмотности, изучить критерии отбора электронных ресурсов для библиотеки, а также помочь учащимся научиться работать с медиаресурсами. Соответственно,  такая тема включается в программу по формированию информационной грамотности  учащихся и  изучается на библиотечных уроках, которые проводятся или библиотекарями самостоятельно, или совместно с преподавателем информатики.

Положительной тенденцией можно считать  желание библиотекарей освоить  информационно-коммуникационные  технологии. Библиотекари МОУ «Лицей №9 им. А.С. Пушкина» г. Зеленодольска прошли дистанционное обучение на тему: «Я веду свой блог!», организованное Русской школьной библиотечной ассоциацией.   Блог - ценный инструмент, который помогает решать профессиональные проблемы, связанные в первую очередь с привлечением возможностей Интернета для привития любви к чтению у школьников, с развитием информационной культуры участников   образовательного процесса. Также он используется для продвижения библиотечных новостей, обмена результатами исследований и списками книг. Но необходимо иметь в виду, что наличие блога будет эффективным в том случае, если он будет использоваться  для работы с читателями. Содержание  блогов  должны заинтересовать  не только  коллег по библиотечной работе, но и учителей, учащихся, родителей.

Для участия в номинации «Инициатива» было представлено небольшое количество работ. Номинация «Инициатива» предполагала предоставление финансовых и других документов, подтверждающих факт социального партнерства.

Изучение конкурсных материалов показало разнообразие спонсорской помощи школьным библиотекам и спектр их взаимодействия. Если раньше это проявлялось в основном в пополнении фондов, то расширение круга участников благотворительных акций позволило многим библиотекам сделать ремонт и оформить помещение в соответствии с требованиями современного дизайна, обновить мебель, компьютерную технику и т.д. (МОУ «Гимназия №7 г. Казань, МОУ «Гимназия №3» г. Зеленодольска, МОУ «Гимназия №19 г. Казань).

На заочном  туре конкурса по обеим номинациям были выявлены следующие недостатки:

 - многие конкурсные работы не соответствовали требованиям, сформулированным в Положении о конкурсе. Зачастую вместо описания модели, концепции, программы развития библиотеки конкурсанты представляли  отчет о проделанной работе;

 - не всегда выдерживались требования к объему конкурсных работ;

 - во многих работах информационные справки о школе, фондах библиотеки не позволяли представить  полную картину по комплектованию;

 - в некоторых случаях описание опыта работы библиотеки не соответствовало выбранной номинации

 - описание опыта работы библиотеки сводилось к описанию опыта образовательного учреждения.

 На очном туре выявилось, что школьные библиотекари слабо используют возможности педагогических технологий в своей работе. Так, эффективным подходом в формировании интереса к чтению является использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Технология в своем арсенале имеет множество приемов, которые позволяют учитывать возрастные особенности читателей и планируемые результаты. Учителя русского языка и литературы  давно оценили  возможности технологии РКМЧП, а школьные библиотекари осторожно подходят к ее использованию. Это связано, прежде всего, с недостатком времени на освоение данной технологии или отсутствием литературы по данному вопросу. Проблема решаема, если организовать для школьных библиотекарей  цикл занятий с приглашением специалиста, или провести мастер-классы, авторами которых могут стать сами же библиотекари, успешно освоившие технологию РКМЧП.

Не в полной мере в школьных библиотеках используются проектные технологии.  Основные причины такого положения – неумение библиотекарей правильно определить приоритеты развития библиотеки, незнание основных правил написания программ, недооценка роли целевых программ в совершенствовании библиотечного обслуживания и пропаганды чтения.

Вызывает тревогу состояние фондов большинства библиотек. Это выражается в ограничении ассортимента наименований периодических изданий, особенно для детей, старении фонда, увеличении процента ветхих книг. Как представляется, проблему у комплектования фондов следует решать на основе социального партнерства. 

На невысоком уровне остается качество работы, связанной с ведением    справочно-библиографического аппарата (СБА). Незнание многими школьными библиотекарями  межгосударственного стандарта ГОСТ 7.1-2003 влечет за собой ошибки в библиографическом  описании документов. В каталогах почти нет новых карточек, что ставит под вопрос функциональность СБА.  В   некоторых библиотеках вообще не ведутся электронные каталоги,  а качество записей в электронном каталоге - низкое из-за незнания, опять-таки, основ библиографического описания документов, правил индексации, подбора ключевых слов. Во все библиотеки республики пять лет назад поступило программное обеспечение АБИС «МАРК-SQL», но до сих пор оно не освоено. Исключением являются библиотеки МОУ «Лицей №9 им. А.С. Пушкина», МОУ «СОШ №44» г. Набережные Челны, МОУ «Гимназия №7» г. Казани, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Бугульмы и т.д.), ряда других общеобразовательных учреждений. 

Морально устарел компьютерный парк библиотек. Компьютеры, полученные по Федеральной целевой программе  информатизации образования, по своим техническим параметрам не могут решить проблемы качественного информационного обеспечения учебного процесса в школах. Многим библиотекам недоступны возможности Интернета, электронной почты для обеспечения ресурсами проектной и творческой деятельности, поддержки внеклассной и внешкольной работы.

Во многих библиотеках отсутствует нормативно-правовая база   инновационной  деятельности. Не разработаны программы развития библиотек, положение о библиотеке выбранной модели, должностные инструкции работников библиотеки, правила пользования библиотекой. Возможно, это следствие того, что модернизация библиотек в таких случаях проводилась бессистемно. 

Таким образом, конкурс показал, что, с одной стороны,  школьная библиотека – это жизненно необходимое структурное подразделение, решающее полифункциональные задачи. С другой стороны, существует недооценка роли школьной библиотеки в образовательном пространстве школы. Отсюда и плачевное состояние фондов,  несоответствие технического оснащения и уровня информатизации библиотеки современным требованиям образования,  низкий уровень информационно-библиотечного обслуживания  и т.д. Совершенно понятно, что второй подход не имеет перспективы и идет вразрез с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», подчеркивающей значение современной инфраструктуры общеобразовательного учреждения, частью которой является школьная библиотека.

 


Категория: Мои файлы | Добавил: роза
Просмотров: 11625 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Учим английский
***
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz